Главная » 2014 » Декабрь » 02
Хламидомонада – род одноклеточных растений из отдела зелёные водоросли. Данный род объединяет более 500 видов, подавляющее большинство из которых обитают в пресных водоемах. Зачастую это мелкие, хорошо прогретые, грязные водоемы. Некоторые формы хламидомонады могут существовать в почве, на поверхности снежного покрова, льда, провоцируя их цветение (к примеру, хламидомонада снежная). В странах СНГ встречается около 100 видов.
Строение. Типичный представитель рода – это одноклеточная водоросль чаще продолговатой грушевидной формы, иногда округлой либо овальной. К переднему, несколько вытянутому краю клетки прикрепляются два жгутика, благодаря которым клетка способна передвигаться в толще воды. Водоросль покрыта относительно прочной пектиновой оболочкой. В цитоплазме имеется фоторецептор – светочувствительный глазок. Характерно наличие двух сократительных вакуолей. Основной функцией их является удаление изб
...
Читать дальше »
|
Эвглена зеленая — это представитель типа саркожгутиковых, класса жгутиконосцев.
Все жгутиковые имеют один или несколько жгутиков, с помощью которых они передвигаются и захватывают пищу.
По типу питания жгутиковые делятся на две группы — это автотрофы и гетеротрофы. Гетеротрофы — это животные одноклеточные, которые питаются бактериями либо мельчайшими простейшими. Автотрофы — это растительные одноклеточные, которые могут синтезировать органические вещества из неорганических с помощью фотосинтеза.
Эвглена зеленая может совмещать автотрофный и гетеротрофный тип питания, то есть она является миксотрофным организмом, она относится одновременно и к царству растений и к царству животных. Эвглена зеленая имеет веретонообразную форму тела, форма ее тела постоянна за счет эластичной пелликулы.
Передний конец тела эвглены притупленный, задний — заостренный. На переднем конце тела есть глотка, рядом с глоткой располагается один жгути
...
Читать дальше »
|
Амёба обыкновенная (протей) живет в пресных стоячих водоемах (лужах, прудах, болотах). Размеры 0,2-0,5 мм.
Мембрана амебы постоянно образует выросты (ложноножки, псевдоподии), с помощью которых амеба передвигается («перетекает») и захватывает добычу – бактерий, водорослей и простейших.
Амеба обволакивает их ложноножками, получается фагоцитозный пузырек. Он сливается с лизосомой, получается пищеварительная вакуоль. Там пища переваривается, простые органические вещества поступают в цитоплазму амебы, а непереваренные остатки выбрасываются наружу в любом месте мембраны.
Дыхание (поглощение кислорода, выделение углекислого газа) и выделение вредных продуктов жизнедеятельности происходит через поверхность клетки за счет разницы концентраций.
Амеба обладает раздражимостью, например, уползает от яркого света или кристаллика соли.
|
Чисте гладкофарбоване або оздоблене візерунками яйце набуло символічного релігійно-обрядового значення ще задовго до християнства. У багатьох народів збереглися перекази, в яких яйце виступає джерелом життя, світла і тепла, навіть зародком усього Всесвіту. Існують також численні варіанти легенд, які пояснюють побутування писанок під час Великодніх свят, пов'язують виникнення традицій писанкарства з євангельськими подіями (страстями Христа) тощо.
Зважаючи на фізичні особливості шкаралупи яйця, середньовічні писанки до наших днів не збереглися. Однак масове розписування яєць в Україні існувало протягом століть. У XIX ст. писанкарство у різних художніх варіантах побутувало на всій території України, про що свідчать давні колекції українських писанок у музеях Києва, Лубен, Львова, Кракова, Варшави, Брно та ін.
Найдавніші писанки зберігаються у фондах Музею етнографії та художнього промислу Інституту народознавства НАН України і походять зі сіл Острів (1882 р., Львівщин
...
Читать дальше »
|
«Шлях кобзарів — це шлях народу!» — сказав Михайло Стельмах. І це справді так. Кобзарів любили, цінували в Україні, адже вони завжди були з народом: супроводжувати козаків у походах, пробуджували волелюбний дух українців, закликали до боротьби за національне та соціальне визволення, оспівували подвиги героїв, завжди залишалися зацікавленими народними літописцями.
Тарас Шевченко у поемі «Невольник» розповів історію молодого кобзаря Степана, який був козаком, потрапив у полон до турків-яничар, у кайданах ламав під землею камінь, а потім утік. Його піймали, «До стовпа в’язали, Очі виймали, Гарячим залізом випікали…»
Десятки чи, може, й сотні сліпих кобзарів ходили шляхами України, мандрувати селами, грою та співом заробляли на життя. Селяни, почувши спів кобзаря, сходилися на майдан, приносили їжу, брали співця до себе в хату на ніч. Часто кобзарі супроводжували козаків у походах, а ті шанували їх, звертатися за п
...
Читать дальше »
| |
|
Статистика
Онлайн всего: 1 Гостей: 1 Пользователей: 0
|